Пользователь
Забыли пароль? Регистрация
Горячие новости
Сейчас на сайте

Пользователей на сайте: 291

0 пользователей, 291 гость

Нарвские сборщики тары ждут лета по разным причинам

Залог на тару для тех, кто его не платил
В прошлом номере, отвечая на вопросы читателя, мы выяснили, что «прием тары только в обмен на товар» - это незаконно. Узнали, что действующий Закон о таре, к сожалению, не оговаривает точно максимальное расстояние, на которое магазин, не принимающий тару, может отправлять своих клиентов. Сегодня обратим внимание на тех, кто не возвращает уплаченные в качестве залога собственные средства, а зарабатывает на банках и бутылках.


В Старом городе бутылок больше

Для бездомных, для людей в крайней степени бедности установление обязательной «залоговой цены» стало, конечно, большим по-дарком. Если раньше стеклянную тару, накопившуюся дома, большинство населения предпочитало все-таки сдавать самостоятельно (кто-то сдавал больше по традиции, чем из соображений экономии), то приучить народ копить жестяные банки и пластмассовые бутылки пока не очень получается.

Сборщик тары Николай (примерно 50-55 лет, живет в общежитии с женой) укладывает у мусорного контейнера бутылки в мешок и рассказывает: «Всегда что-то нахожу, обязательно. Луч-ше всего собирать бутылки и банки сразу после праздников. Особенно после Нового года их было много. Сейчас на лето надеюсь. Из дома-то люди сами несут бутылки сдавать, а если на улице выпьют лимонада, то всегда выкидывают тару, и если целый день ты на улице и не зеваешь…» Сейчас он работает в основном в Старом городе и говорит, что там тары побольше: народ побогаче.
Клиент есть клиент

Разумеется, для нарвских торговых точек люди, приносящие тару, найденную в мусорных баках, - не самые долгожданные гости. Хотя бы потому, что торговля продуктами подразумевает некоторую гигиену. Но мы беседовали с продавщицей одного небольшого магазина, каких в Нарве много. Она сказала, что к ним ходят сдавать бутылки найденные на помойке, и она лично не имеет ничего против, если тара целая и не грязная, а сам клиент ведет себя нормально. Как утверждает специалист Службы защиты прав потребителя Вера Лейтсингер, иное отношение работников торговли к таким клиентам просто незаконно.

Николай сталкивался, по его словам, с этим «иным» отношением, когда продавцы были, мягко говоря, настроены к нему недружелюбно. Но сам смотрит на это философски: «Иду просто в другое место».

Его конкурент, не пожелавший представляться, также разбираясь со своими находками у контейнера, говорит, что в магазинах часто придираются к найденной таре (к тому, что этикетка повреждена и т.п.), и он ее несет в магазинчик Glaastara по адресу Таллиннское шоссе, 10а.
Там все равны

Между тем, в Glaastara на Таллиннском тоже не принимают деформированную тару (закон разрешает приемщикам отказываться от гнутых банок и пластиковых бутылок, ну и от битой стеклянной посуды, само собой). Хотя гнутые банки принимают, но не по залоговой цене (на "металл"). "Гнутых бутылок нет. Наверное, распрямляют. Надувают, может быть", - предполагает работница этого магазина Ирина.

Вместе с тем, по словам Ирины, в этот магазинчик приходят сдавать бутылки со всего города. И потому, что у них заключены договоры со многими другими торговыми точками. И потому, что там не делят клиентов по рангам и готовы обменять на деньги любое количество бутылок (по закону можно сдавать "разумное количество", и везде это словосочетание трактуют по своему), независимо от того, привезли ли их на машине внешне благополучные люди или их притащил на своем горбу человек асоциального вида. Вообще, Ирина говорит, что люди, которые собирают тару, как правило, сдают ее понемногу, и хоть сколько-то впечатляющих заработков в их бизнесе, конечно, нет. Но, тем не менее, кому-то везет больше, кому-то меньше. "Вот вчера насобирал один бутылок где-то на 60 крон. А так обычно приносят штук по 7-10 за раз", - рассказывает Ирина.
Воюете за территории?

Рядом с магазинчиком тоже стоят контейнеры, там пожилой мужчина пытается что-то отыскать, но пока безрезультатно. Представляется Володей, говорит, что живет неподалеку в собственной квартире. Тару собирает регулярно, как правило, именно в этом районе. "А бывают вообще в Нарве конфликты из-за того, что кто-то работает на "чужой" территории?", - спрашиваю его. Володя говорит, что такое случается, судя по рассказам, но самого его никто прогнать никогда не пытался.

Работающие всегда вместе Борис и Владимир (люди среднего возраста) опровергают эту информацию. "Это, может быть, в глубинке Эстонии происходит такое выяснение отношений. В России. В Нарве такого нет. Все, где хотят, там и собирают", - утверждает Борис.
Вот пойдут грибы…

Кроме того, члены этой бригады сообщают, что, например, те "60 крон за раз", о которых рассказала продавщица Ирина "Кренгольмскому проспекту", для них далеко не предел, нередко бывало, что каждый из них зарабатывал больше. Но сдают они бутылки и банки по несколько раз за день, поэтому их успехи продавцам, может быть, не так заметны.

Владимир и Борис ждут прихода лета. И не из-за бутылок и банок, и даже не из-за тепла, а потому что пойдут грибы, и они будут заниматься только ими. Неплохо при этом зарабатывая. "Утром собираем, днем продаем. На грибах мы каждый день стабильно больше ста крон зарабатываем", - говорят мужики и катят свою тележку к следующему контейнеру.

Нарва Прямая ссылка Добавил: Vitaly 11.03.2006 12:52

|


Добавить комментарий