Пользователь
Забыли пароль? Регистрация
Горячие новости
Сейчас на сайте

Пользователей на сайте: 34

0 пользователей, 34 гостя

Министерство обороны ищет союзников, но пока безуспешно

До сих пор родственники погибших под Нарвой советских воинов не имеют возможности получить справку с указанием места захоронения своего предка. Соответственно, не могут отдать ему последние почести. Есть надежда, что годами нерешаемая проблема начала движение с мертвой точки.

Родственники многих нашедших здесь последний приют не знают, где похоронены дорогие им люди.

О том, как непросто выполнить свой святой долг перед близким человеком, нашедшим последнее пристанище в Эстонии, непосвященные в эту тему люди многое узнали благодаря истории Светланы Каменской, жительницы Нью-Йорка. Благодаря нарвской некоммерческой организации Eesti So~jamemoriaal она нашла по интернету информацию о своем дедушке. Женщина обратилась в посольство Эстонии в Вашингтоне.

Отдельного рассказа требует, как она все-таки получила справку о месте захоронения дедушки. Этот документ ей выдал местный Красный Крест. Однако представление о том, куда должна направиться Светлана, он дает довольно расплывчатое. В справке отмечено: ее дедушка, Алексей Харитонов, похоронен в Вайвара. Но в Вайвара 2 военных кладбища. К тому же без точного указания месторасположения нужную могилу на любом кладбище вообще найти трудно.

- Запросов от людей, желающих посетить могилу своего родственника, погибшего в Эстонии, поступает, к примеру, в Нарву достаточно много. Звонят и пишут в инфопункт Нарвской горуправы, в газеты, к нам в MTU", - говорит член правления MTU" Eesti So~jamemoriaal Елена Вальме. - Беда в том, что такой информацией мы не располагаем. Воинские памятники в нашем регионе паспортизированы, а вот воинские захоронения нет. Есть и другая, еще более масштабная проблема – в нашей стране сегодня нет списков военнослужащих, захороненных на территории Эстонии. Они были вывезены из Эстонии в 1991 году в связи с известными событиями. Очевидно, их никто не запросил, и, соответственно, передавать их было некому.

Строго говоря, какие-то списки в отдельных организациях есть, но они не имеют статуса официальных документов, поэтому в ряде случаев основанием для необходимых действий и процедур быть не могут. Нужны списки, которые Министерство обороны Эстонии по своему ходатайству получило бы через Министерства иностранных дел (свое и российское) из России.

По мнению Елены Вальме, сейчас настал именно тот момент, когда вопрос с паспортизацией воинских захоронений в Ида-Вирумаа может сдвинуться с мертвой точки.

- В соответствии с законодательством с января 2007 года все воинские захоронения находятся в ведомстве Министерства обороны Эстонии, - говорит г-жа Вальме. - Рабочим органом, направляющим эту работу, является межведомственная комиссия по воинским захоронениям. В конце прошлого года ее председатель Яак Троссь со своим коллегой приезжал в Нарву, встречался с мэром нашего города Тармо Таммисте и председателем горсобрания Михаилом Стальнухиным. Я тоже присутствовала на этой встрече.

Председатель комиссии высказался за то, что захоронениями нужно заниматься, и делать это следует вместе, поскольку самое большое их количество находится в Ида-Вирумаа. И уже в этом году от министра обороны на имя Михаила Стальнухина пришло письмо, где они подтверждают свое намерение и предлагают создать совместную комиссию.

- А на днях состоялось заседание первого совета нашего целевого учреждения, - говорит Елена Вальме, избранная также в совет ЦУ «Вайвара Кальмистуд», в ведении которого находится и Синимяэское кладбище, где в основном и похоронены участники боев под Нарвой. - Затрагивалась на нем и тема воинских захоронений. Думаю, впервые за последние годы. Решили, что на следующем заседании совета (это будет в апреле) мы определимся, в каком объеме будет заниматься этим наше целевое учреждение, кто именно.

На вопрос, что может сделать маленькое целевое учреждение на этой «неподнятой целине», г-жа Вальме сказала, что эта организация может стать и началом, и конечным звеном всей цепочки взаимодействий. Началом – написав в министерство обороны соответствующее обращение. А на завершающем этапе ЦУ «Вайвара Кальмистуд», получив от Минобороны списки, могло бы взять на себя предоставление информации и выдачу справок родственникам захороненных. Впрочем, допускает она, этим могли бы заниматься и работающие в Ида-Вирумаа представители Красного Креста.

Однако далеко не всем членам совета целевого учреждения эта идея по душе. Против подобной активности уже выступил на совете представитель г.Силламяэ Юрий Петренко. По его мнению, ЦУ «Вайвара Кальмистуд» должно заниматься исключительно текущей работой.

- Воинскими захоронениями должно заниматься Министерство обороны, - вторит своему коллеге председатель совета ЦУ «Вайвара Кальмистуд»» Александр Шелепанов. - Паспортизация, какие-то другие действия, связанные с воинскими захоронениями, – это не наша прерогатива. Письмо в Минобороны мы, конечно, напишем, а как дело будет двигаться – это уже его проблемы.

Вероятно, являясь в совете представителем от Нарвы, Александр Шелепанов выражает таким образом официальную позицию города. В таком случае очевидно, что предложение Минобороны о партнерстве Нарвой пока не принято.
Наша справка:

Во время Второй мировой войны в Нарве и ее окрестностях погибло около 100 тыс. человек, из них примерно 30 тыс. немцев, 70 тыс. русских. В Нарве на Пятом равелине, по слухам, захоронено 20 тыс. человек, в Нарва-Йыэсуу - около 1 тыс. человек. Есть основания считать, что основные захоронения были проведены в Синимяэ. До 1991 г. в базе данных названного кладбища числилось 3 тыс. погибших воинов.

Татьяна Завьялова

old.prospekt.ee

Нарва Прямая ссылка Добавил: Vitaly 06.04.2009 12:05

|


Добавить комментарий