Найдена «сестра» Земли

В отдаленной галактике обнаружена планета, на которой могли бы жить люди

Ученые из Калифорнийского университета в Санта-Круз и Института науки Карнеги в Вашингтоне совместными усилиями открыли планету во Вселенной, которая наиболее оптимальна для жизни, помимо Земли. Там подходящий уровень гравитации, есть атмосфера, вода в жидком виде.

Эта планета находится далеко за пределами Солнечной Системы, на расстоянии примерно 20 световых лет от Земли. По оценкам американских астрономов, на поверхности этой планеты есть вода в жидком состоянии, есть атмосфера - примерно такая же, как и на Земле. Если все расчеты экспертов верны, то открытая планета является первой открытой землянами планетой, куда мы могли бы сбежать, если бы построили звездолеты, способные преодолеть 20 световых лет.

Планета была обнаружена спустя 11 лет наблюдений за созвездием Весов с помощью оптического телескопа «Кек-1», который расположен в штате Гавайи и считается крупнейшим на Земле. Новая планета, куда люди могли бы в теории эмигрировать, получила рабочее название - 581g. Она вращается вокруг звезды «Глиз 581» (красный карлик). Период её обращения вокруг звезды составляет 37 суток: именно столько здесь длится год. По данным ученых, планета в 3-4 раза больше Земли, поэтому здесь значительно выше сила притяжения. Впрочем, она такова, что люди вполне смогли бы её выдержать. Поверхность планеты покрыта скалами и камнями. Сама планета имеет диаметр на 20-40% больший, чем у Земли, и массу, большую, чем у нашей планеты на 75%. Это одна из самых маленьких экзопланет, открытых на сегодняшний день.

Впрочем, говорят ученые, совсем необязательно, что люди могли жить на 581g. Нам пока ничего неизвестно о том, есть ли на ней жизнь. Неизвестно также, способна ли планета дать достаточное количество пропитания для того, чтобы там могли жить люди или другие крупные высокоорганизованные биологические организмы. К тому же на планете довольно холодно: в зависимости от времени года температура здесь колеблется от минус 12 до минус 31 градусов по Цельсию. Что еще более интересно, планета, как и находящийся в нашей Солнечной системе Меркурий, не вращается вокруг своей оси. Это означает, что на планете нет понятия суток: здесь, с одной её стороны, всегда день, с другой - ночь.

«К этому открытию мы шли долгих шесть лет, - рассказывает исследователь звездного неба Пол Батлер. - Мы находили и изучали планеты с верхними и нижними порогами температур, пригодных для жизни. По крайней мере, той жизни, которая существует на Земле. И вот мы нашли «сестру» Земли».

Открытие ученых имеет чрезвычайно важное значение. «Тот факт, что нам удалось на относительно небольшом расстоянии от Солнечной системы найти планету, которая очень и очень похожа на Землю, говорит, прежде всего, о том, что таких планет во Вселенной, скорее всего, великое множество. А значит, и жизнь может существовать в самых разных уголках Вселенной», - говорит Стивен Вогт из Университета Калифорнии.

Ранее в качестве обитаемых рассматривались другие планеты системы Gliese 581. Всего вокруг этой звезды есть пять планет, на которых может существовать жизнь. Правда, выкладки ученых носят пока чисто теоретический характер. Ведь на одних планетах для жизни, подобной той, которая на Земле, слишком жарко, на других - слишком холодно.

Недавно, кстати, ученые обнаружили ещё одну занимательную планету - Corot-Exo-7b. Она находится на расстоянии 400 световых лет от Земли и, предположительно, также имеет воду и атмосферу. Однако эта планета слишком плохо видна для того, чтобы была возможность изучить её детальнее.

На данный момент астрономам известны уже более 460 экзопланет - небесных тел, которые вращаются вокруг других звезд за пределами Солнечной системы, и при этом не являются астероидами. Недавно, кстати, международная группа астрономов из Нидерландов и США при помощи телескопа VLT обсерватории ESO в Чили обнаружила экзопланету HD209485b, находящуюся на расстоянии 150 световых лет от Земли. Она примечательна тем, что на ней бушуют сильные ураганы, скорость ветра достигает 5-10 тысяч километров в час. Это примерно в 10-20 сильнее самых мощных торнадо, случающихся на нашей планете.

www.svpressa.ru