Подтверждение Открытия 10-й планеты Солнечной системы.

Как заявил представитель Калифорнийского технологического института Майк Браун, новая планета по размеру больше Плутона, диаметр которого около 2250 км, и находится в два раза дальше от Солнца. По подсчетам ученых, сейчас расстояние до нее составляет 97 расстояний от Земли до Солнца. Вокруг Солнца планета обращается примерно за десять с половиной тыс. земных лет. А радиус орбиты — 130 млрд километров.

Официального названия объект еще не получил, но первооткрыватели временно именуют его 2003 UB313 или Седной — в честь морского божества эскимосского племени инуитов.
Нашли новую планету Майкл Браун из компании Caltech, Чад Труджилло из обсерватории Gemini на Гавайях и Дэвид Рабинович из Йельского университета.

В интервью BBC Рабинович сказал: "Это удивительный день и удивительный год. 2003 UB313, возможно, больше Плутона. Она менее ярка, чем Плутон, но находится в три раза дальше, чем он. Если бы она была на таком же расстоянии, что и Плутон, то была бы ярче него. Теперь мир знает, что есть и другие Плутоны, которые находятся на задворках Солнечной системы, где их трудно найти".

Планету удалось обнаружить с помощью телескопа Сэмюэла Ощина в Паломарской обсерватории, а также телескопа Gemini North на Гавайях.

"Спектральные пробы, полученные в обсерватории Gemini, особенно интересны, потому что свидетельствуют о том, что поверхность этой планеты весьма напоминает поверхность Плутона", - рассказал Чад Труджилло. Она сложена в основном из горных пород и льда.

Орбита 2003 UB313 не похожа на орбиты других планет, возможно, из-за влияния Нептуна. Астрономы полагают, что в какой-то момент истории планеты гравитационное воздействие Нептуна выбросило ее на повернутую на 44 градуса к плоскости эклиптики орбиту.

Впервые новое космическое тело заметили 21 октября 2003 г., однако тогда ученые не подозревали, что оно движется. Через 15 месяцев, в январе 2005 г., телескопы не смогли зафиксировать его в той же точке неба. Исследователи говорят, что они пытались установить местонахождение планеты с помощью космического телескопа Спитцера, который фиксирует инфракрасное излучение, но не смогли найти ее. Из этого был сделан вывод о том, что объект движется.

Верхний предел ошибки наблюдений в этих условиях составляет 3 тыс. км, а это означает, что диаметр планеты не может быть больше этой цифры, говорят ученые. И даже низший предел ошибки наблюдений делает новую планету более крупным небесным телом, чем Плутон.

Впрочем, если диаметр космического тела окажется всего около 2 тыс. км, обнаруженный объект попадет из разряда планет под определение "планетоид".

Тем не менее, небесное тело, предположительно, имеет собственный спутник. Этим объясняется крайне долгий период вращения находки вокруг своей оси — от 20 до 50 дней.

Как объяснил Браун, 2003 UB313 будет видна в телескопах в течение ближайших шести месяцев в созвездии Кита. Он также признался, что ученые надеялись сначала перепроверить все данные, а затем только обнародовать открытие, но произошла утечка информации. Ранее испанцы назвали обнаруженное космическое тело 2003 EL61, а американцы - K40506A.

Как указывает научный обозреватель BBC Дэвид Уайтхаус, со времени открытия Нептуна в 1846 г. эта планета стала самым крупным небесным телом, обнаруженным астрономами в Солнечной системе.

utro.ru