1 пользователь, 146 гостей

4eJI

"Убийца планеты" воскреснет на днях (2) 2249 0

Большой адронный коллайдер (БАК), самый крупный в мире ускоритель частиц, с момента запуска в 2008 г. так и не вышедший на запланированные режимы работы из-за ряда неисправностей и аварий, возвращается к жизни. Как сообщает бюллетень Европейского совета ядерных исследований (ЦЕРН), на этой неделе пучки протонов начнут циркулировать по обеим тоннелям ускорителя, а вскоре в коллайдере начнутся столкновения частиц на низких энергиях.

Как сообщает бюллетень, соответствующие работы проходят без происшествий. В позапрошлые выходные протоны впервые совершили путешествие по одному из тоннелей БАК. Специалистам осталось подключить электропитание последних двух из восьми секторов коллайдера, после чего в тоннелях можно будет наблюдать столкновения пучков частиц на энергии 1,2 тераэлектронвольт. Проектная мощность БАК составляет 14 тетаэлектронвольт.

До сих пор БАК, запущенный 10 сентября 2008 г., так и не приступил к нормальной работе. Через девять дней после запуска один из контактов между сверхпроводящими магнитами расплавился и вывел из строя гелиевую систему охлаждения коллайдера. В июле этого года в конструкции БАК обнаружилась новая неисправность системы охлаждения: выяснилось, что ее оболочка недостаточно герметична. По сравнению с сентябрьской аварией этот недостаток оказался сравнительно мелким.

БАК, построенный на границе Франции и Швецарии, предназначен для проведения нескольких экспериментов, главным из которых можно считать обнаружение бозона Хиггса - частицы, отвечающей за массу всех элементарных частиц. Результат этого эксперимента должен подтвердить или опровергнуть разработанную в 1960-х гг. стандартную модель взаимодействия всех частиц, а также доказать или опровергнуть часть составляющих ее теорий.

Высказывались опасения, что в результате столкновения разогнанных элементарных частиц в БАК могут образоваться микроскопические черные дыры, которые, теоретически, могли бы угрожать существованию планеты. С точки зрения физики, подобные теории являются крайне сомнительными.

www.utro.ru