Астрономы впервые составили полную микроволновую карту Вселенной

Космическая обсерватория Planck закончила первую съемку всего небосвода, в результате чего астрономы впервые получили полную карту Вселенной в микроволновом диапазоне, а также новую, значительно более полную, картину реликтового излучения - "эха" Большого взрыва, передает РИА "Новости".

"Это тот момент, ради которого создавался Planck. Мы не даем ответов, но мы открываем двери в Эльдорадо, где ученые смогут искать самородки, которые помогут нам лучше понять, как возникла наша Вселенная и как она работает теперь. Теперь ученые могут начинать жатву", - говорит директор исследовательских программ Европейского космического агентства (ESA) Дэвид Саутвуд.

Европейская космическая обсерватория Planck была запущена в мае 2009 года. Аппарат должен до 2012 года просканировать всю небесную сферу в микроволновом диапазоне. Он снабжен двумя установками, которые обеспечат наблюдение за небом на девяти частотах. Высокочастотный инструмент работает с частотой от 100 до 857 ГГц (длина волн - от 3 до 0,35 мм), а низкочастотный инструмент - на частотах от 30 до 70 ГГц (с длиной волны от 10 до 4 мм).

На изображении, полученном лабораторией, в частности, видны "щупальца" из холодной пыли, простирающиеся вверх и вниз от плоскости нашей галактики. В этих регионах формируются новые звезды, и Planck обнаружил множество мест, где звезды находятся на самом пороге перед рождением.

Сверху и снизу от плоскости галактики на снимках виден космический микроволновый фон, или реликтовое излучение, которое возникло всего лишь через 380 тысяч лет после Большого взрыва. Изучение этого фона позволит ученым воссоздать облик Вселенной сразу после ее рождения.

Реликтовое излучение - это первые лучи света, которые смогли пробиться во Вселенной, когда после Большого взрыва она остыла настолько, чтобы стало возможным формирование атомов водорода, передает BBC. До этого космос был так раскален, что материя и радиация представляли собой как бы единое целое, и Вселенная была непроницаемой, объясняют ученые.

Реликтовое излучение исходит от всего небосвода, однако значительная его часть скрыта за изображением Млечного пути. В дальнейшем скрытая часть микроволнового фона будет восстановлена, и ученые смогут увидеть карту реликтового излучения целиком.

К концу 2012 года Planck должен завершить четырехкратное сканирование небосвода, тогда же, как ожидается, будет получена первая полная карта реликтового фона.

Как пояснил научный руководитель проекта Planck в ESA Ян Таубер, данные, полученные с аппарата, уже сейчас позволяют подтвердить некоторые открытия, сделанные его "предшественником", зондом WMAP (Wilkinson Microwave Anisotropy Probe). Открытое WMAP "холодное пятно" - "довольно крупная аномалия, и ее довольно легко заметить даже невооруженным глазом на изображениях, которые мы только что опубликовали. Так что совершенно ясно, что это реально существующий объект", сказал он.

Таубер пояснил, что исследователи пока не могут представить более детальную информацию о свойствах "холодного пятна". Ученый отметил, что, поскольку это действительно аномалия, "хорошего объяснения для нее не существует по определению". "Если мы найдем на карте, составленной "Планком", другие "холодные пятна", возможно, мы сможем заложить основы такого объяснения", - сказал Таубер.

Кроме "холодного пятна", участники проекта WMAP обнаружили на карте реликтового излучения и более любопытные аномалии: в феврале 2010 года астрономы нашли на карте буквы S и H, инициалы Стивена Хокинга, одного из самых выдающихся физиков-теоретиков в мире. "Пока мы не можем подтвердить существование инициалов Стивена Хокинга", - пошутил Таубер.

Хотя реликтовое излучение и можно разглядеть, но само изображение скорректировано для большей яркости, поэтому не позволяет производить научные исследования на его основании, предупредил ученый. "Мы также снизили разрешение фотографии до степени, пригодной к просмотру публикой, иначе она была бы просто слишком большой", - признался Таубер.

Изображение космоса в различных видах излучения можно просмотреть на сайте Chromoscope.net.

www.newsru.com