0 пользователей, 223 гостя

На краю Солнечной системы найдена огромная магнитная пена

Магнитное поле на расстоянии свыше сотни астрономических единиц от нашего светила напоминает пузырящееся шампанское или слой пены у пива. Только каждый пузырёк в ней — поперечником в 150 миллионов километров.

Выводы о пенистой структуре поля учёные сделали после анализа данных с аппаратов Voyager, летящих сейчас в гелиосферной мантии. Как сообщает NASA, из-за вращения Солнца его магнитное поле на большом удалении начинает скручиваться и складываться, словно плессированная юбка. Это было ясно давно. Однако то, что ныне обнаружили исследователи в одной из внешних оболочек нашей системы, оказалось для учёных настоящим сюрпризом.

Благодаря пересоединению магнитных силовых линий складки магнитного поля, в конечном счёте, образовали армию магнитных пузырей, каждый диаметром как расстояние от Солнца до Земли. Пузыри эти — самодостаточные структуры, отсоединившиеся от основного магнитного поля звезды.

Фрагмент магнитной пены и одна астрономическая единица (дистанция между Солнцем и Землёй) — для масштаба (иллюстрация NASA).

Наличие пузырей подтверждает компьютерная модель, наконец-то объяснившая некоторые странные и постоянно колеблющиеся параметры, передаваемые датчиками «Вояджеров». Просто два зонда регулярно переходят из пузырька в пузырёк (на пересечение одного такого образования «Вояджеры» тратят 3-4 месяца).

Полной ясности со структурой пены пока нет. Учёные расcчитывают на поступление и расшифровку новых данных. А это дело непростое, как по причине огромных размеров магнитной пены, так и из-за очень слабых полей в ней. Тем не менее уже сейчас ясно, что старые модели гелиосферной мантии нуждаются в замене.

Учёные говорят, что магнитная пена — это первый щит Солнечной системы, прикрывающий её от галактических космических лучей. Правда, пока непонятно — хорошо ли, что щит имеет пенистую структуру, или плохо. С одной стороны, промежутки между пузырьками могут выступать как прорехи в щите, с другой, пузыри могут играть роль ловушки для высокоэнергетических частиц.

(Детали открытия изложены в статье в Astrophysical Journal.)

Леонид Попов, 10 июня 2011