В интервью программе «Подробности» Радио 4 Антс Кутти рассказал о том, как будет применяться новый закон при пересечении границы.

В чем заключаются новшества?

Новые нормы заключаются в том, что провоз топлива и алкоголя теперь возможен один раз в календарный месяц при первом пересечении.

Календарный месяц — это с 1 по 28, 29, 30 или 31 число?

Да. Провоз табачных изделий разрешен 2 раза в месяц при первых пересечениях.

Какова причина введения таких поправок? Вы, насколько я понимаю, как работники переднего края, не рады этим поправкам? Работы станет гораздо больше?

Работы естественно станет больше. Я не могу сказать, что мы не рады вводу нового закона. Закон разрабатывался в Министерстве финансов и главная его цель была — уточнить, в каких случаях и в каком количестве можно провозить подакцизные товары через границу. Закон, на самом деле, более точен, чем предыдущий. Естественно, что цель закона — повышение поступлений налогов. Законодатель предполагает, что за счет этих мер поступит дополнительно примерно до 8 млн евро.

У законодателя, на ваш взгляд, не присутствуют ли розовые очки? С теми ли людьми собирается бороться законодатель, вводя такие жесткие предельные нормы?

Я не могу комментировать, хороший или плохой этот закон. Ясно то, что этот закон более четко устанавливает правила и мы надеемся, что Налогово-таможенный департамент сумеет его успешно администрировать.

Спрашивая, с теми ли людьми собирается бороться законодатель, я имею в виду самый настоящий контрабандный товар, который поступает в Эстонию через зеленую или голубую зоны — леса на юге или через участок реки Наровы. Оттуда периодически поступают сообщения о том, что задержаны контрабандные сигареты в больших количествах. Из чего мы можем сделать вывод — что это только то, что задержано.

Бесспорно, проблема есть. И сегодня этой проблемой активно занимаются и Налогово-таможенный департамент, и пограничная служба. У нас ведется и совместная деятельность. Проблема есть и мы ею занимаемся.

Как на практике будет применяться контроль за количественными ограничениями? Два раза в течение календарного месяца - это первый и второй проходы, независимо от того, несу я с собой сигареты или нет?

Да. Закон не предусматривает возможности перенести на какой-то другой день право пронести через границу подакцизные товары без уплаты акцизов.

Пересечением границы считается её пересечение физическим лицом, т. е. человеком. 1-го и 2-го декабря сходил за сигаретами, 3-го - извини, все?

Закон точно говорит, сколько раз,  в зависимости от товара, можно проносить или провозить подакцизные товары без уплаты акцизов. При втором и третьем пересечении придется платить налог.

Как быть с 1-го декабря пассажиру, который курит? Ведь открытая пачка для личного пользования становится контрабандой при третьем пересечении границы? Что делать тем людям, которые работают в Ивангороде и ежедневно пересекают границу и курят при этом?

Во-первых, открытая пачка не является автоматически контрабандой. Закон предусматривает, что при третьем пересечении за эту пачку следует заплатить налоги. Налогово-таможенная служба не считает такого человека автоматически контрабандистом, а сигареты контрабандными. Естественно, некоторые проблемы могут возникнуть. Но здесь законодатель дал нам возможность — у нас есть право взвесить все обстоятельства пересечения границы и выяснить, является ли целью переноса подакцизного товара продажа или другие незаконные действия. Там много разных нюансов, которые являются индивидуальными.

Значит ли это, что у вас есть досье на определенных людей?

Нет, у нас нет никаких досье и никаких данных мы не собираем. Но многое выясняется при первом интервью, когда человек пересекает границу. Естественно, у нас есть данные о том, каково его поведение было в предыдущие разы, попадался ли он с контрабандными сигаретами. Контрабандными сигаретами считаются те, которые были спрятаны и не были задекларированы при пересечении границы.

Как быть с моторным топливом? Ведь очень многим людям приходится по работе довольно часто ездить в РФ, в тот же Санкт-Петербург? Как им быть при втором возвращении домой?

Закон очень четко говорит, что при втором или последующем пересечении границы топливо облагается налогом. Но здесь у человека есть возможность при выезде из Эстонии задекларировать количество своего топлива. Опять же законодатель предусматривает, что работник таможни может расспросить и выяснить цель поездки и если нет оснований полагать, что человек собирается с этим топливом делать какие-то противоправные действия, то мы тоже взвешиваем все эти факты, и я думаю, что здесь есть и какие-то иные решения. Может получиться и так, что у человека не возникнет никаких дополнительных обязанностей по уплате налога.

Здесь я хочу привести еще один пример — если человек вез полный бак топлива в последний день календарного месяца, и на следующее утро он опять ввозит полный бак, то даже при первом пересечении в календарный месяц может появиться повод о затребовании уплаты акцизного налога.

С другой стороны, если человек отсутствовал в Эстонии несколько дней и на машине передвигался по территории РФ, то ему довольно трудно рассчитать и подъехать к границе с пустым баком во время второго пересечения границы.

Вы абсолютно правы. И здесь есть еще один критерий для принятия решения — время нахождения, например, в РФ. Если человек поехал туда в командировку и отсутствовал несколько дней, то это опять же первый повод для таможенника все взвесить.

Если у меня три машины, могу ли я на каждый из них по разу в месяц пересекать границу и привозить по полному баку бензина?

Думаю, что нет. Закон говорит о том, что вы можете один раз в месяц привезти полный бак топлива.

То есть такая возможность есть у человека, не у машины?

Здесь я уточню, что закон говорит более точнее о человеке, но не нельзя это толковать так, что раз более точно говорится о человеке, значит можно как-то по-другому. Если у нас будут основания полагать, что при другой схеме это топливо используется неправомерно, то все равно будет предложено уплатить акциз.

То есть, если видно, что эта машина дважды пересекала границу, но с разными людьми, основания для таких подозрений могут возникнуть?

Абсолютно точно. Такие основания есть и еще раз повторю, что это персональный подход к каждому пересечению границы. Нет такого, что мы будем всех стричь под одну гребенку.

С Антсом Кутти беседовал Алексей Горпинченко.