На орбите Плутона обнаружили ледяную фабрику

Астрономам NASA удалось обнаружить действующие гейзеры на одном из спутников Плутона, в прошлом году исключенного из состава Солнечной системы. Природные фонтаны выбрасывают на поверхность планеты Харон жидкость, которая сразу же превращается в лед под действием сверхнизкой температуры.
По словам исследователей, гейзеры довольно "спокойные". Срок их жизни составляет от нескольких часов до нескольких дней. Вода просачивается на поверхность Харона через глубокие трещины в коре. Скорость образования льда даже по вселенским меркам не самая высокая - если гейзеры Харона будут продолжать работать в том же темпе, то через 100 тыс. лет планета покроется слоем льда толщиной в один миллиметр. Кристаллы льда состоят из воды и аммиака, который выполняет роль антифриза и не дает воде замерзнуть до того, как она пробьется на поверхность.

Надо сказать, что фотографиями Харона и его гейзеров ученые не располагают. Выводы были сделаны ими на основе данных, полученных спектрометром сверхвысокого разрешения ALTAIR на базе адаптивной оптики телескопической системы Gemini и инфракрасной камеры NIRI. Снимки поверхности планеты ученые смогут увидеть не раньше 2015 г. - когда NASA запустит новую исследовательскую миссию.

Варианты образования льда в результате внешних воздействий ученые отмели сразу и остановились на том, что Харон сам вырабатывает лед. В доказательстве это теории ученые пошли методом от противного. Если бы планета была одета в ледяную мантию с самого своего рождения, то сейчас от ничего бы не осталось - отраженные солнечные лучи давно бы растопили "одежку". С другой стороны, если бы лед образовался по вине метеорита, "взорвавшего" подземный резервуар, химический состав льда был бы другим.

Руководитель исследовательской группы, доктор Джейсон Кук из государственного университета Аризоны пояснил, что процесс образования льда на Хароне называется криовулканизмом. Это явление уже наблюдали на спутнике Сатурна Энцеладе, который нередко сравнивают с Хароном.

Гейзеры на Энцеладе были обнаружены еще в 2005 году. Из трещин, расположенных возле южного полюса планеты, поднимались фонтаны воды высотой в несколько километров. Кстати, эта вода является одним из компонентов, формирующих состав "пояса" Сатурна. Это открытие, сделанное при помощи информации, полученной со станции "Кассини", сильно удивило ученых - от такого маленького спутника не ожидали столь бурной вулканической деятельности.

www.utro.ru