Пользователь
Забыли пароль? Регистрация
Горячие новости
Сейчас на сайте

Пользователей на сайте: 21

0 пользователей, 21 гость

Шаг к нормализации отношений (2) 2453 0

Эстонско-российские политические консультации, прошедшие в конце минувшей недели в Таллинне, могут стать переломным пунктом в непростых отношениях двух стран и положить начало налаживанию взаимовыгодного сотрудничества. О перспективах этих отношений и имеющихся проблемах в эксклюзивном интервью главному редактору газеты «Молодежь Эстонии» Родиону ДЕНИСОВУ рассказал заместитель министра иностранных дел Российской Федерации Владимир ТИТОВ.
— Каковы основные итоги межмидовских политических консультаций? Как Россия видит будущее двусторонних отношений?




По словам Владимира Титова, Россия хорошо знает и не забывает о проблемах и нуждах проживающих в Эстонии соотечественников. Фото Николая ШАРУБИНА
— После почти трехлетнего перерыва политконсультации возобновились. Постарались откровенно поговорить о состоянии и перспективах российско-эстонских отношений, которые в последнее время переживают непростой период. Они отягощены целым рядом проблем, включая известную ситуацию с договором о границе. Вместе с тем важно, что в ходе сегодняшних встреч и переговоров чувствовалась заинтересованность в нормализации ситуации, поиске совместных подходов к решению накопившихся проблем. Эстонские партнеры предлагают двигаться «мелкими шагами», постепенно формируя предпосылки для изменения «качества» отношений. Для нас важно, чтобы эта готовность была подтверждена конкретными делами, прежде всего, по значимым темам.

Предстоит большая работа по совершенствованию договорно-правовой базы сотрудничества. В процессе согласования в настоящее время находится порядка 20 различных документов. Приоритетными для нас остаются те, которые ориентированы на практические потребности сотрудничества и интересы жителей наших стран, включая социально-гуманитарный блок.

События апреля 2007 года нанесли российско-эстонским отношениям системный ущерб, который затронул не только отдельные сферы сотрудничества, но и негативно отразился на восприятии Эстонии всем российским обществом. Требуются серьезные усилия, чтобы вернуть наши отношения в конструктивное русло. В то же время любая другая альтернатива была бы в долгосрочном плане противоестественна для стран-соседей.

— Влияют ли предпринимаемые Эстонией шаги на международной арене (поддержка Грузии, независимости Косово, инициатив Украины по продвижению тезиса о голодоморе) на российско-эстонские отношения?

— Помимо двусторонних тем мы обсуждали и международные вопросы. В чем-то мы согласны, в чем-то расходимся. Естественно, что Эстония, как любое самостоятельное государство, вправе определять свои внешнеполитические приоритеты, формировать позиции. Вместе с тем прямо сказали партнерам, что различие мнений не должно быть тождественно враждебной позиции. Понимание этого водораздела наглядно показывает, насколько та или иная страна действительно заинтересована в нормальных, взаимоуважительных отношениях с Россией.

— С учетом итогов конференции по газу в Москве будет ли Россия предпринимать дополнительные шаги для продвижения проекта Североевропейского газопровода, в т.ч. применительно к его эстонскому участку?

— Проект «Северный поток» развивается успешно. Большинство наших европейских партнеров придает ему важное значение, осознавая, что строительство газопровода будет способствовать повышению объемов и надежности поставок российского газа в Европу, укреплению энергетического сотрудничества Россия-ЕС в целом. Кстати, это — проект, входящий в число одобренных ранее ЕС приоритетов.

Недавняя ситуация с поставками газа европейским потребителям через территорию Украины лишний раз подтвердила актуальность альтернативных путей поставки энергоносителей из России в Европу.

Что касается критики со стороны ряда стран в отношении прокладки газопровода «Северный поток», то она носит откровенно политизированный характер. Скажу больше. Кто-то из наших партнеров хотел бы и дальше «паразитировать» на транзите, качая деньги из воздуха.

— Недавно на одной из пресс-конференций премьер-министр РФ Владимир Путин привел страны Балтии в качестве положительного примера рыночных отношений в области газового экспорта. Значит ли это, что Россия больше не намерена использовать Эстонию в качестве «мальчика для битья»?


— Не усматриваю в этом высказывании каких-то скрытых смыслов. Наша страна всегда была и остается надежным поставщиком газа для прибалтийских потребителей, в т.ч. для Эстонии, выстраивая отношения в этой сфере на взаимовыгодной коммерческой и — главное — цивилизованной основе. Готовы действовать в том же духе и в других областях торгово-экономического сотрудничества.

— Какую реакцию в Москве вызвал оправдательный приговор членам «Ночного дозора»?

— С самого начала было очевидно, что разыгрывается судебный фарс, цель которого — отвлечь внимание от подлинных причин событий в Таллинне в апреле 2007 года.

В ходе судебного разбирательства местные и зарубежные наблюдатели неоднократно подчеркивали, что процесс проходит с серьезными нарушениями норм правового государства, а обвинения, предъявленные четырем участникам апрельских событий, имеют политизированный характер и основываются не на реальных фактах, а на беспочвенных домыслах.

Решение суда лишний раз подтвердило справедливость общественного возмущения этой провокационной затеей по раскопке могил. Оправдание лидеров «Ночного дозора» явилось, по сути, обвинительным приговором тем, кто вознамерился глумиться над памятью павших и переписывать историю.

— Два месяца назад в Таллинне открылся центр фонда «Русский мир». Означает ли это, что Россия намерена активно внедряться в образовательное и информационное пространство Эстонии?

— Фонд «Русский мир» ставит своей целью оказание эффективной поддержки российской культуре за рубежом, прежде всего через организации соотечественников. Руководство Фонда уже заявило о намерении выдавать гранты, поддерживать материально и морально тех людей, чья работа направлена на развитие и укрепление позиций русского мира.

Что касается присутствия русского языка и культуры в образовательном и информационном поле Эстонии, то никакого дополнительного «внедрения» здесь не требуется. Это — реальность, имеющая глубокие исторические корни, обусловленная наличием многочисленной общины наших соотечественников. Не сомневаюсь, что она крайне важна и для всех тех жителей Эстонии, кто, не являясь русским по национальности, воспринимает ее как значительную составляющую мировой культуры.

— Каковы в России перспективы корректировки закона о соотечественниках за рубежом, конкретизации понятия «соотечественник», возможности выдачи «удостоверения соотечественника»?

— Работа по подготовке предложений о внесении дополнений и изменений в Федеральный закон «О государственной политике Российской Федерации в отношении соотечественников за рубежом» продолжается. При этом учитываются замечания и предложения, высказанные соотечественниками на страновых и региональных конференциях, а также на Всемирной конференции соотечественников, состоявшейся осенью прошлого года в Москве. Есть некоторые практические итоги. В частности, одобрена новая редакция понятия «соотечественники за рубежом». В соответствии с ней, ими, наряду с гражданами Российской Федерации, постоянно проживающими за рубежом, могут быть признаны лица, проживающие за пределами Российской Федерации, сделавшие свободный выбор в пользу духовной и культурной связи с Россией и относящиеся, как правило, к национальностям, исторически проживающим на территории Российской Федерации.

Что же касается выдачи специального документа, подтверждающего принадлежность к соотечественникам, то эта тема по-прежнему обсуждается. Мы понимаем искреннее желание русскоязычного населения, живущего за пределами России, ассоциироваться со своей исторической родиной и, убежден, найдем решение, которое будет этому отвечать.

— Как Россия оценивает нынешнее положение русскоязычного меньшинства в Эстонии?

— Не можем считать ситуацию с соблюдением прав русскоязычного населения в Эстонии удовлетворительной. Главная проблема — сохраняющееся массовое безгражданство. Вызывают озабоченность сокращающиеся в последние годы и так достаточно низкие темпы натурализации. Приветствовали бы, в частности, более решительные шаги эстонских властей по облегчению соответствующей процедуры для несовершеннолетних и лиц пожилого возраста.

К тому же даже лица, получившие гражданство, продолжают испытывать притеснения — уже как языковое меньшинство.

Неясно будущее русскоязычного образования в связи с планируемым переходом на эстонский язык преподавания. Сокращается число русскоязычных школ. Не могут не вызывать беспокойства попытки заблокировать возможность получения высшего образования на русском языке. Обращают на себя внимание жесткие действия Языковой инспекции, применяющей несоразмерно суровые санкции к людям, которые, по ее мнению, недостаточно хорошо владеют эстонским языком. Никто не ставит под сомнение необходимость изучения эстонского языка, однако это должно быть обусловлено личным желанием и возможностью каждого отдельного человека, прежде всего пожилых людей, их правом выбора, а не насилием над личностью. При этом отмечу, что в гуманитарной сфере мы не требуем от Эстонии ничего, что выходило бы за рамки рекомендаций профильных международных организаций. Даже Международная Амнистия, которую трудно упрекнуть в пророссийских настроениях, обратила внимание на неблагополучность ситуации в Эстонии. Приходится констатировать, однако, что их доклады по-прежнему содержат критические отзывы о ситуации в Эстонии в правочеловеческой сфере и во многом игнорируются властями.

— Ваш приезд в Таллинн совпал с памятной датой — 65 лет со дня снятия блокады Ленинграда. В этой связи окажет ли Россия дополнительную помощь ветеранам Второй мировой войны и блокадникам из Эстонии? Есть ли новые моменты в подходах России к ветеранам-соотечественникам?

— Моя мать — блокадница. Поэтому просто «генетически» сопереживаю тем, кто пережил эти трагические события. Оказание помощи ветеранам Великой Отечественной войны — в числе наших приоритетов. Это не конъюнктурная акция, приуроченная к юбилеям либо памятным датам, а долгосрочная политика. Для нас поддержка тех, кто, не жалея жизни и сил, в трудные годы войны на фронте, в тылу, в блокадном Ленинграде отстоял свободу нашей Родины — святое дело. В прошлом году более 500 человек получили финансовую помощь, 60 ветеранов смогли отдохнуть в санаториях Эстонии.

В 2009-2011 гг. будет продолжено выделение средств на оказание медицинской помощи ветеранам Великой Отечественной войны и труда, в т.ч. осуществление мер медицинской реабилитации в санаторно-курортных учреждениях как в России, так и в Эстонии.

Остаются актуальными и все традиционные формы внимания и помощи ветеранам. По-прежнему намерены снабжать их билетами на все значимые концертные и зрелищные мероприятия, помогать санаторно-курортным лечением, подпиской на газеты, медицинским оборудованием.

— Спасибо за беседу.





www.moles.ee

Эстония Прямая ссылка Добавил: Vitaly 26.01.2009 21:25

|


Комментарии

  • Гость

    foje 26 января 2009 г. 22:37:50 Ссылка

    nadejus vse tak i budet!!! vobshe prijatno po4itat adqkvatnqe otvetq na voprosq!

  • Docent

    Docent 27 января 2009 г. 10:08:15 Ссылка

    “Естественно, что Эстония, как любое самостоятельное государство, вправе определять свои внешнеполитические приоритеты, формировать позиции.”

    Поржал.. :-D

  • Добавить комментарий