Пользователь
Забыли пароль? Регистрация
Горячие новости
Сейчас на сайте

Пользователей на сайте: 211

0 пользователей, 211 гостей

Работу для бывших зэка находить все труднее (1) 3502 0

Освободившиеся из мест лишения свободы жители Эстонии зачастую не имеют крыши над головой и средств к существованию, если им некому помочь материально. Уже в первые месяцы освобождения бывшие зэка могут снова оказаться за решеткой, поскольку альтернативы их прежнему образу жизни у них не оказывается.



Денис Цыро и Марина Быкова: к повторению проекта готовы.
Достаточно сказать, что около 3-4 месяцев приходится ожидать документов, узаконивающих их новый статус. Без которых, стоит отметить, им не решить ни одной серьезной житейской задачи. У участников проекта, осуществлявшегося на территории Ида-Вирумаа полтора года и заканчивающего свою работу на следующей неделе, нормальный выбор был. Его им предоставил проект, направленный на уменьшение риска безработицы среди освобождившихся из мест лишения свободы. Попавшие в него люди – а это обязательно клиенты биржи труда – проходят обучение по выбранной профессии и длительно общаются со специалистами разного профиля, что должно способствовать их лучшей адаптации в новых условиях. Исполнителем проекта стало MTU" Tootute Adaptatsioonikeskus из Кохтла-Ярве, в Нарве эту работу осуществлял его филиал и нарвский Центр социальной адаптации.

Надо сказать, что в странах старой Европы социализация бывших зэка ведется на основе сложившейся системы, действующей на государственном уровне. В Эстонии это происходит пока в проектном режиме.

Прискорбно, но в нашей стране еще встречаются освободившиеся, которые непрочь вернуться в казенный дом: там для них все просто и понятно, там, хотя и минимально, их человеческие потребности будут удовлетворены. Это утверждение прозвучало на встрече, которая прошла в минувшую субботу в Нарвской центральной библиотеке и посвящалась итогам проекта. Впрочем, один из участников проекта – Павел, утверждает, что в тюрьму по собственной воле никогда не возвращаются.

- Повторно там оказываются от безвыходности. В тюрьме нет абсолютно ничего хорошего.

Бывшие зэка еще хотят работать

Такую безвыходность зачастую порождает именно безработица. По словам специалистов, занятых в названном проекте, мотивация при поиске работы у бывших зэка сильнее, чем у обычных длительно безработных, с которыми, к примеру, Центр социальной адаптации также имеет дело. Хотя бывает и такое, когда их подопечные устраивают себе «каникулы». В таком случае их просто разыскивают, возвращают к занятиям.

Чему и как учат освободившихся из мест заключения?

- Первым с ними работает психолог – в течение примерно двух недель. Неделю длятся компьютерные курсы. И неделя отводится на общение с социальным работником, юристом, консультантом биржи труда, - говорит руководитель Центра социальной адаптации Денис Цыро.

Далее бывший заключенный пробует себя в какой-то профессии: учебные упражнения, курсы по выбранной специальности, практика.

- И, если все складывается благополучно, он принимается на постоянную работу, - говорит представитель MTU" Tootute Adaptatsioonikeskus по Нарве и Силламяэ Марина Быкова.

Конечно, чудес на рынке труда не бывает, и рабочие места для столь специфичного контингента удается находить только с помощью дополнительного стимула. Работодатель получает от проекта финансовую помощь за предоставление места в течение практики, а при заключении бессрочного трудового договора – 50-процентную компенсацию от размера заработной платы клиента биржи труда в течение полугода. После нескольких месяцев участия в проекте, утверждают занятые в нем специалисты, человек успевает привыкнуть к нормальной жизни.

- Но по мере приближения к окончанию проекта нам стало все труднее находить места для наших подопечных – из-за роста безработицы в Нарве. А Силламяэ на этот счет и раньше был очень «тяжелый», - говорит Марина Быкова.

Общежитие или социальный дом

Вторая по значимости проблема для вчерашних заключенных, особенно отбывавших длительные сроки, - отсутствие жилья. Хотя с точки зрения элементарного выживания ее можно считать и первой. Для тех, кому некуда возвращаться, единственным решением пока является ночлежка. Однако вряд ли такой вариант можно считать предпосылкой для успешной социализации.

- Чиновникам стоит перестроиться таким образом, чтобы уже за пару месяцев до выхода заключенного из тюрьмы было известно, какое социальное жилье ему будет предоставлено, - считает психолог Центра социальной адаптации Эдуард Садала.

А Денис Цыро отмечает, что не без его участия в Нарвской горуправе неоднократно ставился вопрос о системе предоставления жилья освободившимся из мест заключения.

Вариантом могли бы быть общежитие или социальный дом. Руководителя Центра не смущает печальный опыт Таллиннского социального дома, в котором бывшие зэка начали устанавливать свои законы, и упадок социального дома в Ахтме. По его мнению, в одном из приведенных случаев не хватило профессионального управления проблемами, в другом – денег, которые в новых условиях можно привлечь из европейских фондов.

Ждет своего решения и вопрос арестованных счетов – сегодня судебные исполнители изымают оттуда деньги почти «под ноль». Между тем с недавних пор освобождающиеся из тюрем лишены возможности получать социальные пособия. И даже если им посчастливится сразу трудоустроиться, до первой зарплаты нужно на что-то жить. «Почему не дать этим людям встать на ноги?»- вопрошает Марина Быкова. Участник проекта Павел, обучающийся сейчас профессии кровельщика, работу по проекту подытожил следующими словами:

- Проект этот нужен, поскольку освобожденные из мест заключения редко имеют профессию. И раз оказываются предоставлены сами себе, начинают искать приключений...

Проект столь специфичного назначения проводился в Ида-Вирумаа впервые. Его стоимость 9 млн крон, он на 80 процентов был профинансирован из средств Евросоюза. С 9 апреля 2007 г. по 31 мая 2008 г. социальную адаптацию в рамках проекта прошли 267, трудоустроились 86 человек. Возможно ли его повторение, по словам Дениса Цыро, будет известно примерно через месяц.

Татьяна Завьялова

old.prospekt.ee

Нарва Прямая ссылка Добавил: Vitaly 19.10.2008 01:19

|


Комментарии

  • Buntar_Bez_Ideala

    Buntar_Bez_Ideala 19 октября 2008 г. 16:53:00 Ссылка

    Прискорбно, но в нашей стране еще встречаются освободившиеся, которые непрочь вернуться в казенный дом:там для них все просто и понятно, там, хотя и минимально, их человеческие потребности будут удовлетворены.
    “Завод” то бишь РАБота на дядю, та же самая тюрьма, где всё просто и понятно, и где минимально будут удовлетворены потребности. Кто смотрел фильм “Побег из Шоушенка” тот поймёт. Ну а ежели кто всё ещё не смотрел, то рекомендую! Там есть эпизод, где хорошо растолковано, что такое тюремный человек. Так вот “тюремный человек” и “заводской человек” это одно и тоже! Только что в варианте завода имеет место быть добровольное заключение, у нас же ведь демократия везде, никто никого не заставляет!

    Люди семенят, пытаясь не опоздать на работу, многие на ходу лопочут по мобильникам, постепенно втягивая свои невыспавшиеся мозги в утреннюю суету города. (Мобильные телефоны выполняют в настоящее время, ко всему прочему, еще и функцию дополнительного будильника. Если первый будит тебя на работу, то второй сообщает тебе, что она уже началась.) Иногда мое воображение дорисовывает чуть сгорбленным фигуркам тюки на спинах, превращая их в крепостных рабов, ежедневно несущих своим хозяевам оброки в виде собственного здоровья, чувств и эмоций. Самое глупое и самое ужасное в этом то, что все это они делают по своей собственной воле, в отсутствие каких–либо кабальных крепостных грамот.
    Сергей Минаев. Духless. Повесть о ненастоящем человеке

    Так вот возникает немой вопрос - куда, к какой “нормальной” жизни хотят вернуть бывших заключённых??? Уж не к той самой “нормальной” жизни, которой живут миллионы людей, уже давно находящиеся годами в добровольном заключении?

  • Добавить комментарий